Мои тексты

Статьи, заметки, комментарии с 2002г по н.вр.

Как принять старость

ВВЕДЕНИЕ

Тему смерти и страха перед ней я переработала лет десять назад, пришла к своему пониманию и примирению с ней. Нынешняя тема называется «Старость». Если более развернуто — «Старение, умирание и смерть». Но в основном — старость. Та, которую каждый из нас с рождения носит в себе. Та, про которую не любят ни говорить, ни писать. Та, которую пытаются отрицать, обмануть, отменить. Та, которая постепенно отбирает у нас жизнь. Лишает молодости, здоровья, зрения, слуха, сил и возможностей.

Этот текст я писала три месяца. Скорее даже, не писала, а проживала. Собирала кусочки, связывала их, слушала себя, снова собирала. Потом, наконец, собрала в единое полотно, написала последнюю фразу, а потом пришла новая мысль, потом еще и еще. Так я понимаю, работа по интеграции кусков вылилась в полноценную само-терапию и творческий процесс с созданием (даже!) методики проживания этой темы для других людей.

 

НАЧАЛО

Для начала хочу обозначить, как я к этой теме пришла. Тропинок было несколько, и в конце концов они слились в одну.

  1. В моей жизни есть огромная ценность, которая является и большим испытанием — две пары родителей в возрасте около 90 лет. Собственно родители, 90 и 88 лет, и parents in low, 93 и 86, которым я как дочь уже много лет. Быть с ними, быть дочерью, получать родительскую любовь в моем возрасте — для многих уже совсем в прошлом, для кого-то — возможно только с одним родителем, так что восхищения и зависти я получаю очень много, что подчеркивает ценность того, что я имею. Любовь, забота, интерес, все это в четырехкратном размере, делают меня очень счастливой. Но приходится иметь дело с тем, что чем дальше, тем они все больше меняются, становятся немощными, теряют здоровье, зрение, слух, навыки, силы. Смотреть на это всегда было очень больно и страшно. Больно за них, страшно за себя. И тема старости все чаще мелькала перед глазами, пока не встала в полный рост в комплекте с темой разрушения и деградации.
  2. У меня было несколько очень продуктивных и творческих лет. Я писала тексты и картины, сочиняла танцевальные шоу, придумывала и шила костюмы для танцев, фотографировала кукол, писала учебные программы и учила студентов, изобретала кулинарные шедевры, делала свой сайт и многое другое. К моему 54летию год назад это увенчалось тем, что я написала и издала книгу, которая полностью была сделана только мной. Замысел, текст, рисунки, макет, обложка, буктрейлер, аннотация, заказ печати и тд. Закончив ее, я села, выдохнула и призадумалась.

Чего я хочу дальше? Для себя и мира вокруг. Все мои творения вызвали большой интерес, но в узком кругу. Если бы что-то привлекло внимание широкой публики, я бы, наверно, сосредоточилась на этом, а так у меня была полная свобода, знание, что я могу придумать и воплотить практически все, что хочу, и, надеюсь, 30–40 лет впереди. Дети выросли, в профессии все устаканилось, можно жить, как хочется, но стратегическая задача на будущее пока всего одна — забота о здоровье, поскольку здоровье в списке моих ценностей после самой жизни было на втором месте.

Книга вышла в день моего рождения, когда мне исполнилось 54. Следующая цифра — 55 — выглядела не очень страшно, но пугало понимание, что еще через 5 лет наступит официальный пожилой возраст, а за ним через 15 лет неизбежно придет старость. А еще я знала, что биологически активных лет мне осталось в районе 10-15….

Еще в мои размышления вмешалась пандемия, которая показала, что мне и не нужен широкий круг общения, потому что чем больше людей, тем более поверхностные разговоры ведутся. Мне понравилась уединенная жизнь и общение с небольшим кругом близких, понравилось быть одной в офисе, редко с кем-то (одним) встречаться.

  1. Тут как раз самое время упомянуть Симону де Бовуар[1], которая как раз это очень точно обозначила — настоящая встреча и глубокое общение может быть только вдвоем. Симона стала третьей причиной обращения к этой теме и еще одной тропинкой вглубь нее.

Симона была практически единственной женщиной на равных среди мужчин — философов-экзистенциалистов. И благодаря ее дневникам я открыла для себя новую плоскость нежно любимого мной учения — экзистенциальную художественную литературу. Мне было скучно читать философские изыскания Сартра[2], но его пьесы говорили о том же гораздо более живо и образно. Были и другие. Жан Кокто[3], Альбер Камю[4] и всеми ними безмерно почитаемый Андре Жид[5].

Но сама Симона была неподражаема в том, как проживала здесь и сейчас свою жизнь сначала до встречи с Сартром, а потом вместе с ним. Благодаря ей я теперь хорошо представляю французскую реальность до 2 мировой войны, во время и после нее. Ее роман «Мандарины», получивший Гонкуровскую премию, еще больше осветил мне жизнь французской интеллигенции во времена расцвета экзистенциализма. Книга «Второй пол» много рассказала о жизни женщин в разные исторические периоды. Но все это было не главное. Главным были ее дневники — жизнь и размышления сначала молодой женщины, затем уже зрелой. В ней я обрела такую мудрую мать, какой у меня никогда не было. В книге «Зрелость» я нашла все свои страхи и боль, связанные с неизбежным старением и смертью. Книга заканчивалась для меня крайне драматичной фразой «И мне страшно стареть: не потому, что лицо мое изменится, а сил станет меньше, но из-за того привкуса, который, накапливаясь, с каждым мгновением будет становиться все более гнилостным, из-за той черной черты, которая неотвратимо станет приближаться».

И когда я собралась читать дальше, я обнаружила, что самые интересные для меня ее книги так и не были переведены на русский язык — эссе «Старость» и «Все итоги подведены» — дневники ее старости. Я пыталась купить ее книгу на английском в Амазоне, мне ее так и не прислали. К счастью, я прочла пару статей о книге «Старость», из которых можно было понять ее содержание, но рассказа о старости самой Симоны так и не нашла. В каком-то смысле для меня это было как детектив без конца. Я прочла ее рассказ «Недоразумение в Москве» о том, как проживала свое старение супружеская пара, но как это проживала она сама, так и не знаю.

Вот несколько отрывков из книги «Старость»:

Цитата из Пруста на форзаце книги уже задает ее тональность:

«Старость — это то, о чем мы стремимся как можно дольше сохранить самое абстрактное представление…”

Дальше тема остракизма старости только развивается:

«Старость — это постыдная тайна и запретная тема. Когда я упоминала, что собираюсь написать книгу о старости, собеседники чаще всего восклицали: «Ты что! Это же так печально! Так удручает!»»

«Старость всегда было принято считать чем-то вроде болезни. На протяжении всей истории человечества люди мечтали о вечной молодости, и эти мечты дожили до наших дней».

«На самом деле жизни следует противопоставлять, скорее, старость, чем смерть. Смерть — это то, что превращает жизнь в судьбу, переводя ее в абсолютное измерение… Старость же делает человека карикатурой на самого себя».

Прочитав это, я задумалась – может быть, поэтому книги Симоны именно о старости не были переведены на русский, в отличие от всех остальных? В связи с остракизмом этой темы? Стоит посмотреть, что вообще пишут и издают о старости…

  1. В поиске других ответов в экзистенциальной философии я записалась на курс логотерапии и экзистенциального анализа, чтобы больше понять смысл жизни, старости и прочих важных для меня тем. Этот курс принес мне ясную структуру и несколько важных полезных инструментов для работы с собой. Самое важное, что я нашла: три измерения личности (физическое, эмоциональное и духовное) и три вида ценностей (ценности творчества, проживания и установки), а также классификация и определение любви.

 

ЛИТЕРАТУРА

Сама моя работа началась с определений из Википедии.

«Старение человека — биологический процесс постепенной деградации частей и систем организма и последствия этого процесса. Физиология процесса старения аналогична физиологии старения других млекопитающих, однако некоторые аспекты этого процесса, например, потеря умственных способностей, имеют большее значение для человека».

«Умирание — процесс перехода материи из живого состояния в неживое».

«Смерть (гибель, кончина) — прекращение, полная остановка биологических и физиологических процессов жизнедеятельности организма»

Что и говорить — слово «деградация» само по себе звучит ругательно, а уж в сочетании с потерей умственных способностей совсем плохо. Даже ужасно. А ведь еще и все остальное деградирует — кожа, скелет, лицо, все, что составляет наше физическое тело. Смотреть на это очень страшно и очень больно. И очень жалко постепенно все это терять. Вот почему столько сил, мозгов, времени потрачено на то, чтобы как-то преодолеть этот ужас.

Цитаты из великих тоже не очень радовали.

«Счастье исключает старость. Кто сохраняет способность видеть прекрасное, тот не стареет». Франц Кафка.

«Старость не защищает от любви, но любовь защищает от старости». Коко Шанель.

«Старость не может быть счастьем. Старость может быть лишь покоем или бедой. Покоем она становится тогда, когда ее уважают. Бедой ее делают забвение и одиночество». Василий Сухомлинский.

«Старость — это просто свинство. Я считаю, что это невежество Бога, когда он позволяет доживать до старости». Фаина Раневская.

И так далее…

Книжные заголовки продолжали тему избегания и отрицания:

  • «Стоп старение. Как вернуть молодость, здоровье и жизненные силы»
  • «Как остановить старение и стать моложе. Результат за 17 дней»
  • «120 лет жизни – только начало. Как победить старение?»
  • «Против часовой стрелки. Что такое старение и как с ним бороться»
  • «Да сгинет смерть! (Победа над старением и продление человеческой жизни)»

К счастью, попадались и книги, предлагающие принять старение и просто заботиться о том, чтобы в старости чувствовать себя максимально возможно хорошо. Например, «Активное долголетие» изобретателя А.А.Микулина (он, и правда, прожил по своей системе вполне здоровым до 90 лет, что для прошлого века очень неплохо). Или «Счастливое старение. Рекомендации нейробиолога о том, как жить долго и хорошо». Пролистав штук десять из первых и вторых, я поняла, что все они рекомендуют одно и то же, и что мой способ жизни — самый здоровый. Рецепт долголетия и здоровья таков:

  • Правильное питание
  • Спорт
  • Активная социальная жизнь

А потом я нашла целых !две! цитаты о том, как принять старость и как ее провести. Они стали моими путеводными звездами на протяжении всего дальнейшего пути.

 

«Стареть скучно, но это единственная известная возможность жить долго». Шарль де Сент-Бёф[6].

«Существует только один способ не превратить старость в пародию на прожитую жизнь, а именно — продолжать преследовать цели, которые придают смысл существованию: преданность людям, группам или делу, общественной, политической, интеллектуальной или творческой работе». Дэвис Джефферсон[7].

 

ШАГИ ВГЛУБЬ

После этого я обратилась к своим невероятным родителям, живущим вместе уже 66 лет, и к свекру со свекровью, чей семейный стаж был около 60 лет. Я задала им всем 4 вопроса, два из которых волновали меня очень сильно.

 

Интервью

Что вы думаете:

  • о жизни (и в чем для вас ее смысл)
  • о любви
  • о старости
  • о смерти

Папа, 90 лет

Не представляю жизни без близких, всегда стремлюсь домой.

Смысл жизни — жить по божеским законам не для того, чтобы получить награду, а чтобы бог не имел ко мне претензий.

Старость: сейчас уже не так важно, чтобы я существовал, должен быть предел. Есть надежда и мысли о повторном существовании.

Физическая старость на каком-то уровне управляема, духовной старости нет конца, это опыт, мудрость. Старости нет конца, она не прерывается, начинается с самого начала.

Любовь очень разная — привязанность, обдуманная любовь, физическое проявление эмоций. Многогранна, зависит от того, к кому или чему. Без любви бы не было ничего.

Мама, 88

Жизнь сложное дело, но раз она уже дается, надо ее как-то использовать.

Смысл жизни — дети, внуки, правнуки.

Любовь — это главное, если ее исключить, то не для чего жить.

Старость — как сам настроишься, держаться остаток жизни или сдаться — не спокойно относиться, а с печалью.

Смерть — взяла бы с удовольствием, очень страдаю от болезни. Мне спокойно, что меня не будет.

Свекр, 93

Жизнь интересная штука, ее смысл для меня — творчество.

Любовь — всегда был равнодушен к плотской стороне жизни.

Старость — хорошая штука — мне теперь все равно, что думают другие, я делаю то, что хочу.

Смерть — надеюсь, не конец, будет какое-то продолжение. Жалко только, что не увижу, что здесь будет дальше с близкими и вообще.

Свекровь, 87

Смысл жизни — помощь. Мужу и всем близким. Моя роль в жизни маленькая, но интересная. Не стоит жалеть о том, чего уже не изменишь.

Старость — мне нравится, можно делать то, что хочу.

Смерть пугает только тем, что кто-то из нас умрет раньше. Непонятно, что хуже. Не хочется ни оставлять мужа одного, ни сомой оставаться одной. И жалко не увидеть, как вы будете жить дальше.

Ответы были разными, но первая пара практически одинаково говорила о любви, а вторая об интересе к жизни и свободе старости. Смерть как полное исчезновение не пугала никого, так же и не печалила старость и немощь. Так что ответы были для меня интересными, но не помогающими преодолеть мой ужас перед старостью. Скорее, я поняла, что, может быть, постепенно мое отношение к ней изменится, а в какую сторону, пока непонятно, но зависит только от меня.

 

ПОГРУЖЕНИЕ В СЕБЯ

Тогда я решила сама ответить на свои вопросы. Ответы пришли постепенно и порадовали меня тем, что вообще пришли. А потом и содержанием тоже. Найдя их, я почувствовала первую волну облегчения.

 

В чем для меня смысл:

Жизни — добро

Старости — познание ее и передача опыта

Смерти — освободить место на земле моим потомкам.

Ассоциативный ряд

Потом я проделала упражнение, которым со мной поделился логотерапевт Александр Михеев – по двадцать слов ассоциаций ко всем этим словам, начинающимся на ту же букву.

Старение: Старость смерть сила слава сплетение содержание содействие скрепка сознание совесть совок союз Сократ соединение совещание содействие соление сопряжение событие событиЕ

Умирание: Утро утрата умора угроза успокоение упокоение усилие удержание усиление утрата уговоры укол угол уголок усталость угар устав устой училище увод

Жизнь: Жилье жилище жетон Жизель жиголо живот жуть жажда жена житие жанр жонглер жесть жатва жук жалость жужжание животина жаба жила

Смерть: Сила совесть суть старость совет свет соль солнце союз сова свинья сага салазки совок соскок сеть сено сало содом созвон свержение сияние

Сначала этот набор показался мне бессмысленным, а потом я начала прислушиваться к реакциям и ассоциациям внутри себя. Обнаружила, что мое внимание привлекает большое количество приставок «со» в темах старости и смерти, что ассоциировалось только с совместностью, а также то, что в моем списке вместо любви каким-то образом оказалось умирание.

Все вместе навело на мысль, что, если нет любви, которая для меня именно про СОвместность, жизнь — это просто умирание.

Я стала искать ассоциации к слову «любовь» и, неожиданно придумала развитие упражнения.

  1. Ассоциации: Ласка, лень, ленивец, лекарство, лоск, лоб, люк, лавина, лобио, лига, лотос, лук, лазейка, лист, летать, ловелас, Любомир, любовник, лестница, лагуна
  2. Ключевые слова из них: Ласка, лекарство, люк, лавина, лазейка, летать, лестница, лагуна
  3. Текст из ключевых слов: Любовь — это ласка и лекарство от скуки. Она — люк из подвала в розовый мир, лавина света, полет к облакам, лестница к счастью, лагуна удовольствия.

Тема любви автоматически привела снова к теме творчества. И напомнила, что для моих родителей, проживших счастливо вместе 66 лет, воспитавших 2 дочерей, 3 внуков и 3 правнуков, именно любовь была главной движущей силой жизни.

Так что я снова обратилась к великим.

«Любовь уничтожает смерть и превращает ее в пустой призрак, она обращает жизнь из бессмыслицы в нечто осмысленное, из несчастья делает счастье». Лев Толстой.

«Все мы рождаемся для любви, это принцип существования и единственная цель его». Бенджамин Дизраэли.

«Отдаваясь во власть любимого «Ты», любящий переживает внутреннее обогащение, которое выходит далеко за пределы этого «Ты»; для него вся вселенная расширяется и углубляется, озаряется сиянием тех ценностей, которые видит только тот, кто любит». Виктор Франкл.

Остальные цитаты были так себе. Но, думаю, когда я буду писать эссе про любовь, я найду еще что-то.

СНОВА ЛИТЕРАТУРА

Пока я исследовала тему старости, неожиданно для меня вышла книга Ирвина Ялома об умирании его любимой жены, о принятии ее смерти и своей старости и немощи. Очень страшная книга, воплощение всех моих страхов, но в итоге принесшая мне ощущение большего принятия старости и всех ее ограничений. Потом я прочла его предыдущую книгу «Все мы творения на один день», где меня потряс рассказ об умирании женщины, больной раком. Это ее слова:

«Жизнь временна – всегда, для всех. Моя работа – жить, пока я не умру. Моя работа – примириться с моим телом и любить его, целиком и полностью, чтобы из этой стабильной сердцевины я могла действовать с силой и щедростью. Вероятно, я могу стать кем-то вроде первопроходца в умирании для моих друзей, братьев и сестры. Я решила стать примером для своих детей – примером того, как надо умирать».

Это помогло мне понять, что как можно по-другому посмотреть на свое тело и принять его изменения. И, если эта женщина стала примером и первопроходцем того, как надо умирать, я могу сделать что-то похожее в теме старения. Наблюдать за тем, как я старею и делиться этим с другими.

Сам Ялом пишет о старости так:

«Да, я сознаю, что мое существование приближается к концу, но конец был неизбежен с самого начала. Зато сейчас я дорожу радостями полной осознанности и счастлив разделять их с моей женой, которую знаю почти всю жизнь». И позже, после смерти жены: «Читая эти строки сейчас, я в очередной раз убеждаюсь, что моя нынешняя задача – научиться дорожить осознанностью самостоятельно, без Мэрилин».

И еще я узнала от Ялома про Марка Аврелия. Его дневники стали еще одним лекарством. В них Марк Аврелий снова и снова повторяет одни и те же мысли. И сначала они вызывают горе и ужас, а потом, постепенно, большее понимание и принятие.

«Ничтожна жизнь каждого, ничтожен тот уголок земли, где он живет, ничтожна и самая долгая слава посмертная: она держится лишь в нескольких кратковечных поколениях людей, не знающих и самих себя, не то что тех, кто уже давно опочил».

«Все мимолетно: и тот, кто помнит, и то, о чем помнят».

«Смотри на все человеческое, как на мимолетное и кратковечное – то, что было вчера еще в зародыше, завтра уже мумия или прах. проведи оставшийся момент времени в согласии с природой».

Написав это, я снова вспомнила про экзистенциальный анализ. И про ценности по Франклу. Ценности творчества и проживания у меня в старости точно будут. Похоже, весь этот текст и вся работа над темой — это работа над ценностью установки. Когда не можешь ничего изменить — можно изменить отношение к ситуации и найти в этом утешение и радость.

Снова Марк Аврелий:

«Жизнь мимолетна, надо разумно и справедливо использовать настоящее».

«Не забывай при всяком событии, повергающем тебя в печаль, опираться на основную мысль: «Не событие это является несчастьем, а способность достойно перенести его – счастьем».

«Что же остается ценного? Мне кажется, деятельность, согласная с твоей природой, и верность ей – т. е. именно то, на что направлены и все занятия, и искусства».

 

СНОВА СИМОНА

Потом я снова обратилась к Симоне и ее книге о старости. В конце Симона пишет о том, что я еще пока не совсем понимаю, и, думаю, продолжу работать с этим позже.

Вот несколько цитат из книги «Старость» и работы Линды Фишер[8] «Другой снаружи и Другой внутри: инаковость старения и пожилой человек в работе Бовуар «Старость»:

«Стареющий человек осознает свой возраст через призму отношения к нему других, даже если внутренние изменения неощутимы, он протестует против того ярлыка, который на него пытаются навесить или же просто перестает понимать, кто он есть на самом деле…».

«Старость вызывает у людей отвращение, вследствие чего они пытаются тем или иным способом её избежать, держаться от неё подальше, минимизировать её эффекты, приглушить или замаскировать, одним словом, её отвергнуть. Неприятие старости чаще всего приводит к конструированию пожилого человека или самой старости как Другого».

«Каждый из нас потенциально или реально является пожилым человеком, или, точнее, поскольку каждый из нас станет стариком или старухой, мы уже являемся ими, заключая в себе эту неизбежность в латентной форме. И, таким образом, престарелый Другой – это я сам, Другой внутри меня, Я сам – Другой».

«Процесс старения, следовательно, является процессом конструирования инаковости и самоотчуждения, и горькая ирония состоит в том, что, относясь к пожилым людям как к Другим, мы отчуждаемся от самих себя».

«Тот факт, что даже сама Бовуар постулирует «более молодое Я» в качестве «Я», существующего по умолчанию, свидетельствует о наличии ещё одного измерения отвержения старения, конструирования инаковости».

Но в конце книги Симона все же приходит к принятию старости и пишет (как потом я узнала), цитируя Дэвиса Джефферсона:

«Существует лишь один способ сделать так, чтобы старость не стала жалкой пародией на всю предшествовавшую жизнь, — надо следовать поставленным целям, вселяющим смысл в наше бытие, — общаться с людьми, следовать определенной системе ценностей, заниматься общественно-политической, интеллектуальной деятельностью, посвятить себя творчеству. Не слушая моралистов, давать волю страстям, которые не позволят замкнуться в себе. Жизнь имеет смысл до тех пор, пока мы связываем ее с кем-то еще, и связывает нас любовь, дружба, сострадание. Это заставляет нас мыслить и действовать…».

И еще: Жизнь человека имеет смысл до тех пор, пока он вносит смысл в жизни других людей с помощью любви, дружбы, сострадания и протеста против несправедливости»

 

ИНТЕГРАЦИЯ

Обобщая вышесказанное, я увидела, что все великие пишут, в общем-то, об одном – держись своих ценностей, следуй своим смыслам, посвяти себя миру, живи полноценно, твори, люби, будь благодарным тому, что тебе дано и прими, что твоя жизнь всего лишь вспышка между пропастями «до» и «после».

Я поняла, что любовь и творчество помогут мне чувствовать себя реализованной до конца жизни. Поняла, что мой образ жизни поможет мне максимально сохранить мое здоровье до самого конца (в той степени, в какой судьба позволит мне его сохранить). И еще я поняла, что буду любить мое тело всегда. И старым, и морщинистым, и немощным. Ну а как же иначе? Если я люблю себя и свое тело сейчас — эта любовь никуда не денется. Я же люблю родителей, несмотря на их старость и немощь. Любовь ведь — самая прочная штука на свете. Я это точно знаю.

 

ДАЛЬНЕЙШИЙ ПУТЬ

P.S. Когда я уже закрыла компьютер, то вспомнила – следующая учебная программа, на которую я записалась, совершенно не думая о вышесказанном, называется «Сексуальность, любовь. Отношения в паре». Удивительно, как работает психика…

PP.S. Продолжение следовало. Пришлось открывать компьютер снова.

Сначала родилась методика работы с темой старости.

 

Как принять старость

  1. Поработайте с литературой, поищите подходящие вам книги и цитаты, выберите то, что вас вдохновляет. Можно также обратиться к кино и другим видам искусства.
  2. Поговорите со старыми родственниками и знакомыми. Послушайте, что они думают о старости и смысле жизни.
  3. Ответьте на вопросы «интервью» из этого текста.
  4. Сделайте упражнения «ассоциативный ряд» из этого текста.
  5. Соберите все воедино. Дайте этому материалу перевариться и интегрироваться. Лучше все это записать.
  6. Слушайте себя внимательно, почувствуйте, когда все вышеназванное начнет давать плоды – инсайты, идеи, планы на будущее.

Потом пришла благодарность к логотерапии. Я редко упоминала ее здесь, но она помогла мне придать структуру и тому тесту и к тому хаосу, который представляла исходно тема старости. Поиск смысла, опора на ценности, упражнения и многое другое — все то помогло мне найти свой путь в той теме.

Вот несколько цитат Франкла:

«…старение не страшит меня до тех пор, пока мне удается расти в той же мере, в какой я старею. А мне это удается, тому порукой, что законченная две недели назад рукопись сегодня меня уже не вполне устраивает. Процесс компенсации продолжается весьма активно».

«Можно отнять у человека все, кроме одного: последней из человеческих свобод — свободы в любых обстоятельствах выбрать, как к ним отнестись, выбрать свой путь».
„В нашу жизнь приходит радость, когда у нас есть чем заняться; есть кого любить; и есть на что надеяться.»

«Любовь — это высочайшая и предельная цель, к которой только может стремиться человек. Спасение человека заключено в любви и достигается через любовь».

Затем замаячил путь впереди.

Раз уж я решила проживать старость осознанно и делиться опытом, стоит продолжить писать на эту тему. И перевести книгу Симоны «Старость». Исследовать, что пишут о старости другие философы-экзистенциалисты. Еще раз обобщить мою позицию на этот счет. Попытаться понять, что имела в виду Симона, говоря о самоотчуждении себя старым, как другого, как я это проживаю и как рассказать другим об этом простым и понятным языком. И продолжить работу над темой любви. И не просто любви, а любви в зрелом, пожилом и старческом возрасте.

С этим пониманием мне захотелось поставить точку в моем эссе, исследовании и принятии темы старости. И еще раз вспомнить главные для меня цитаты.

«Стареть скучно, но это единственная известная возможность жить долго». Шарль де Сент-Бёф.

«Существует только один способ не превратить старость в пародию на прожитую жизнь, а именно — продолжать преследовать цели, которые придают смысл существованию: преданность людям, группам или делу, общественной, политической, интеллектуальной или творческой работе». Дэвис Джефферсон.

«Смотри на все человеческое, как на мимолетное и кратковечное – то, что было вчера еще в зародыше, завтра уже мумия или прах. Проведи оставшийся момент времени в согласии с природой». Марк Аврелий.

«Любовь — это главное. Если ее исключить, то не для чего жить». Моя мама.

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

Симона де Бовуар. «Зрелость».

Симона де Бовуар. «Старость».

Линда Фишер. «Другой снаружи и Другой внутри: инаковость старения и пожилой человек в работе Бовуар «Старость»».

Борис Новак. ««Глаза — чтоб только плакать»: Симона де Бовуар о старости».

Виктор Франкл. «Логотерапия и экзистенциальный анализ»

Виктор Франкл. «Человек в поисках смысла. О смысле любви».

[1] Симона де Бовуар- французская писательница, представительница экзистенциальной философии, идеолог феминистского движения. Высшее образование получила в Париже, где училась в Высшей нормальной школе и в Парижском университете. Продолжительное время состояла в открытых отношениях с Сартром. Их взаимоотношения были наполнены интенсивным творческим взаимодействием.

[2] Жан-Поль Шарль Эма́р Сартр — французский философ, представитель атеистического экзистенциализма, писатель, драматург и эссеист, педагог. Лауреат Нобелевской премии по литературе 1964 года, от которой отказался.

[3] Жан Кокто — французский писатель, поэт, драматург, художник, сценарист и кинорежиссёр. Одна из крупнейших фигур французской культуры XX века.

[4] Альбер Камю — французский континентальный философ, иногда относимый к направлению экзистенциализма, а также журналист, писатель, драматург, публицист и эссеист. Автор известных произведений «Посторонний», «Чума» и прочих, лауреат Нобелевской премии по литературе 1957 года.

[5] Андре Жид — французский писатель, прозаик, драматург и эссеист, оказавший значительное влияние не только на французскую литературу XX века, но и на умонастроения нескольких поколений французов. Лауреат Нобелевской премии по литературе.

 

[6] Шарль Огюсте́н де Сент-Бёв — французский литературовед и литературный критик, заметная фигура литературного романтизма, создатель собственного метода, который в дальнейшем был назван «биографическим». Публиковал также поэзию и прозу.

 

[7] Дже́фферсон Фи́нис Дэ́вис — американский военный, государственный и политический деятель, первый и единственный президент Конфедеративных Штатов Америки во время Гражданской войны в США.

 

[8] Линда Фишер – ассоциированный профессор Департамента Исследования старости Центрального Европейского университета, Будапешт.

 

МНЕ 54

Когда мне должно было исполниться 50, казалось, что жизнь в этом месте заканчивается. Я помнила, что в детстве 50и-летние казались мне глубокими стариками. В зеркале явно отражалось что-то другое, но все равно цифра 50 давила сверху, как каменная плита. И в голове не укладывалось, что я прожила уже на свете целых полвека! Ну как это??? Век — это же от слова вечность, а полвека — полвечности…. а я вроде совсем еще молоденькая девчонка…. И вроде совсем и немного прожила, где эти 50 лет???

Состояние было странное и я решила отнестись к нему буквально. То есть именно вспомнить, как я прожила эти 50 лет, год за годом. И, страшно сказать, десятилетие за десятилетием.

И весь год от 49 до 50 я вспоминала. Попутно, конечно, выяснилось многоо интересного — что какие-то десятилетия (даже сейчас вздрагиваю, когда пишу это слово) я помню очень отчетливо, год за годом, а какие-то очень смутно, например, период 35-40. Вообще белое пятно, что там было… Но потом что-то всплывало каждый раз и занимало свое место в списке. А самое интересное случилось потом, в день Х, день моего (опять страшно сказать) полувекового юбилея. На празднике в мою честь после всех тостов я встала и сама сказала тост. Он родился прямо там, за столом, но точно был итогом года размышлений и воспоминаний. 

Вот что я сказала: «Я долго думала и поняла, что на сегодняшний день я выполнила все социальные задачи, которые были на меня возложены. И больше я никому ничего не должна и могу дальше делать только то, что я хочу». И с тех пор я так и живу. И да, какая-то моя жизнь действительно закончилась, но началась другая, и я ощущаю ее очень счастливой. Более счастливой, чем раньше. И нравлюсь себе намного больше, чем раньше. Когда-то я даже не думала, нравлюсь себе или нет. А потом долго работала, чтобы принять, полюбить и уважать себя. А теперь я просто живу и довольна собой и миром вокруг. И это, действительно, другая, чем прежде, жизнь. А еще я обнаружила, что после 50 уже вообще все равно, сколько мне лет. 51, 52, 53, 54 — разницы уже никакой. Может, конечно, перед 60-летием меня снова начнет прижимать к земле, но, что делать, я уже знаю. А вот что родится тогда в день юбилея — пока нет. И это кажется очень интересным.

Творчество. Состояние творческого потока (глава из новой книги «Я буду тебя любить»)

Творчество требует мужества. Мы вступаем в борьбу с богами, потому что мы смертны. Творчество – это мольба о бессмертии. В процессе творческой самоотдачи воображение действует во взаимосвязи с формой. Творческое усилие закачивается успехом именно потому, что воображение вливает в форму свою витальность. Ролло Мэй. Мужество творить.

Поскольку я обещала описать свою концепцию творчества и рецепт его применения, сейчас – самое время

1. Как все работает?
Мое понимание творчества основано на теории психоанализа и гуманистической психологии. Подробно я писала об этом в главе 2. Напомню вкратце – где агрессия свободно течет и защищает от тревоги, там расцветает фонтан творческой энергии.
2. Что такое творчество?
Творчество есть в каждом из нас. Часто его путают с творческой профессией – художник, композитор, писатель, но это разные вещи. Творчество – это способность фантазировать, сочинять, придумывать. Как сказал еще Виктор Франкл в книге «Человек в поисках смысла», «Даже работа медсестры может быть творческой. Каждый раз, когда вы придумываете что-то – неважно, должностную инструкцию, способ реализации бизнес-плана, меню на ужин – это и есть творчество. «В каждом человеке есть все», – сказал Эрих Фромм, просто время реализации своих способностей ограничено временем нашей жизни. И чем больше мы сможем их реализовать, тем больше смысла мы вкладываем в нашу жизнь, тем счастливее становимся.
Поэтому перестаньте расстраиваться на тему «я не умею рисовать» (Кстати, это неправда, просто вас никто этому не учил. Может, вы плохой график, но прекрасный живописец, не реалист, а абстракционист, мастер цвета или монохромной живописи – все это художественные способности). Что вы придумываете лучше всего? Запишите пять пунктов и не говорите, что их нет.
Даже наши страхи – это тоже творчество, ведь это же фантазия, выдумка. Вспомните свой самый главный страх, представьте его в лицах, как спектакль. Или в виде рисунка. Или какой музыкой можно было бы его передать. (На всякий случай расскажу, что у каждого из нас есть разные системы восприятия, и одна из них ведущая. Есть визуалы – лучше воспринимают информацию в виде картинки, аудиалы – на слух, кинестетики – на ощупь). Так что представьте свой страх исходя из своей ведущей системы. Представили? Поздравляю, вы только что создали художественное произведение.
3. Технология (рецепт) творчества
Если двигаться дальше, расскажу, как эту фантазию (или любую другую) трансформировать в реальное произведение.
Я музыке не училась, поэтому как создавать музыку, рассказывать не буду. Хотя, думаю, рецепт там похожий. Расскажу про рисунок.
3.1. Рисование
Хотите научиться рисовать?
Хорошо. Основной принцип – опираться только на свои желания! Максимально отключить критический разум, слушать себя только в контексте «чего я сейчас хочу», любым посторонним мыслям строго говорить «заткнись, сейчас не твое время, потом дадим тебе высказаться».
Начнем.
1. Чем вы хотите рисовать?
Допустим, это краски.
2. Какой размер и форма листа или холста вы хотите?
Например, бумага А3.
3. Какого цвета вы хотите сделать фон?
Допустим, синего. Сделайте это. Фон рисуется с помощью большой кисти, которую сначала макают в воду, а потом в краску.
4. Что вы хотите на синем фоне нарисовать? И какого цвета? И в каком месте бумаги.
Например, квадрат или полосу, или круг с полосой. Круг желтый, полоса красная. В левом верхнем углу. Нарисуйте. Круг и полосу все умеют, а если хотите ровно – возьмите блюдце и обведите.
5. Посмотрите на рисунок. Это все? Или хочется чего-то еще?
Например, намазать черной краской ладонь и отпечатать ее в нижнем правом углу. Отлично, сделайте это. Рисовать можно чем угодно, хоть носом или волосами. Если не умеете изображать руку – обведите свою или срисуйте с картинки в сети. Если не знаете, как нарисовать стразы – возьмите настоящие и насыпьте их на клей на вашей картине. Хотите сделать дырку – сделайте. Это ваше произведение, сейчас оно уже само пишет себя через вас.
Помните – суть творчества не в том, чтобы было красиво или достоверно. Творчество – это воплощение ваших желаний и фантазии. «А я не умею фантазировать», – скажете вы. Неправда. Только сейчас фантазировали – «я не умею фантазировать» – это ваша фантазия о вас.
6. Продолжайте слушать свои желания. Когда почувствуете, что больше ничего добавить (или убавить, это можно сделать, замазав то, что не нравится, цветом фона) не хочется, значит, произведение закончено.
7. Хотя не совсем. Крайне важно для любого произведения – быть подписанным. Без имени автора оно все равно, что ребенок, потерявшийся в лесу. Так что быстро придумайте свой автограф, тот, что сможете изобразить. Я, например, подписываю рисунки своим ИОФ, в виде печатных букв по диагонали. Просто сделать, понятно и не отвлекает от картины. Так что подпишите свой рисунок, и теперь он закончен.
8. Готово! Кто говорил, что не умеет рисовать? Ваше творчество перед вами, надеюсь, вам оно нравится. Если нет, посмотрите, чего не хватает или слишком много, и исправьте это. Если не знаете, оставьте на время. Пока что желания кончились, и поток творчества временно иссяк. Подождите, пока он снова наполнит чашу вашей фантазии. Тогда и переделаете то, что не нравится. Или оставите все, как есть. Лучшее, как известно, враг хорошего.
Это краткая инструкция, как (научиться) рисовать.
Если хотите глубже или шире – в сети много роликов и текстов об этом. Например, урок рисования роз, или лица, или моря. Просто повторяйте за автором, у вас все получится. Главное – знать, ЧТО вы ХОТИТЕ нарисовать. Это творчество. А КАК нарисовать – это ремесло или технология.
Теперь про остальные виды «рукодельного» творчества.
Если вы можете сварить борщ, то и сшить платье тоже сможете. Вопрос, опять же, в технологии. Которую тоже можно узнать у Гугла. Это касается и лепки, и вязания, конструирования мебели и проч., и проч. Если вы хоть что-то умеете делать руками, значит, руки у вас на месте, и они могут все, от плетения украшений до пайки. Нужно просто понять, КАК это делается. А придумать, ЧТО создать руками, можно по тому же принципу – прислушаться к своим желаниям. Чего хочется? Например, сшить платье. Какое платье хочется сшить? Представьте его себе или нарисуйте, рисовать вы уже умеете. Не можете представить? Ищите подходящие образы в Гугле или сходите в ближайший магазин тканей – сами ткани могут дать вам вдохновение.
3.2. Писательство
Возьмем другой пример.
Статья, реферат, эссе, диплом, книга – любой вид печатного произведения.
1. Выбираем тему – например, все та же любовь.
2. Ваша основная идея – что вы думаете о любви. Например, любовь – это боль. Или счастье. Или и то, и другое. Или ни то, ни другое.
3. Возьмем для примера последнюю идею. Итак. Вы хотите сказать, что любовь – это не боль и не счастье. (Кстати, а что? Если знаете, напишите. Если нет, значит, пока нет, потом это обязательно родится).
5. Основная идея у нас есть. Любовь не боль. И не счастье, а что – пока секрет. Отлично. Это у нас уже примерное название книги. Или статьи – разница лишь в объеме, технология везде одинаковая.
6. Теперь пишем аннотацию. Это расширение идеи до абзаца. Добавляется несколько слов об авторе и содержании. Вы же будет доказывать свою мысль, значит, нужна история вопроса, литература в тему и прочая информация. Так и пишем. «Автор книги такой-то, такой-то, в увлекательной форме (или научной, или популярной – какую форму можете или хотите использовать) опровергает (или доказывает), что любовь – это… или не…» в книге подробно исследуется история вопроса и цитируются…» (что вы будете цитировать). Все. Аннотация готова.
7. Теперь опять берем основную мысль и раскрываем ее на страницу, добавляя историю, почему мы за нее взялись, что планируем получить в конце и немного о том, какие темы будут освещены в процессе. (Три темы уже есть – любовь, боль, счастье – остальные потом придумаем. Получилось введение, или предисловие.
8. Заключение пишется так же, как введение, только добавляются заключительные выводы. И то, и другое – это очень краткое содержание книги. Или статьи.
9. Теперь пишем оглавление.
Это, по существу, план нашей книги. Введение и заключение у нас уже есть. Что еще нужно?
Посмотрим.
Введение.
Глава 1.
2, 3… 9 (сколько хотите глав?)
Заключение.
(Ну и конечно, список литературы и благодарность всем, кто помог нам, и вообще, выносил нас и во время написания, и в течение всей нашей жизни).
10. Теперь начинаем заполнять список глав.
Вторая, например, называется «Что такое любовь в прошлом, настоящем, и будущем». В каком хотим. Например, от Микеланджело до Бэнкси. Или от Аристотеля до Девида Боуи или опять же Девида Линча.
Любовь в кино и… еще где-то. И т. д.
Третья – если уже не 4 или 5 – анализ литературы на тему боли. Потом про счастье и т. д., пока весь список не заполнится. Напоминаю, речь идет пока все еще про оглавление. Заполняем все строчки.
Что у нас получилось?
Название есть.
Аннотация есть.
Введение и заключение есть.
Содержание (план) есть.
Например.
Любовь – не боль и не счастье, а что же?
Введение
Глава 1. Что такое любовь у великих
Глава 2. Любовь от начала времен до 21 века. Трансформация понятия.
Глава 3. Что такое боль
Глава 4. Что такое счастье
5. Чем они похожи и чем отличаются
6. Почему любовь не похожа ни на то, ни на другое
7. На что она похожа – ваша версия и ее доказательства
8. И, наконец, уже готовое заключение.
Все! Книга готова. Осталось расписать каждый пункт оглавления (то есть развернуть свою основную мысль на тему этого пункта). Это и есть самое интересное в творчестве, потому что здесь мы начинаем думать и придумывать свои тезисы и мысли.
Теперь совсем готова.
Так же пишется статья, только намного короче.
Когда я писала эту книгу, примерно так и действовала, только еще добавила сюда куски из прошлых статей и рассказов, чтобы не пропадали, а еще – уже нарисованные рисунки и любимые цитаты. Это был очень приятный процесс интеграции всего, что я уже успела создать, в одно целое. Как получилось, каждый решит сам. Мне точно нравится, буду рада, если и вам понравится тоже.
P.S. Разумеется, речь здесь идет только о творческой части процесса. Чтобы издать или продать книгу, нужно много чего еще. Есть много сайтов, посвященных этим премудростям, если соберетесь писать/издавать – советую их изучить.
3.3. Стихи
Последний пример на тему технологии творчества – стихи. Я в них ничего не понимаю и не очень их люблю. И писала давно и по случаю. Так что сейчас это будет чистый эксперимент.
1. Какую хочу форму? Четверостишия.
2. Какая картинка приходит в голову? Черный сад. Колючие ветки.
3. Начинаю это описывать. Нужна еще четвертая строчка, почему-то хочется про смолу. Как вижу, так и пишу, просто стараюсь уложиться в формат, чтобы строчки были одинаковые.
Вижу я сад
Темный как ночь
Ветки как иглы
Рана смолы
Итак, первое четверостишие готово. Чего ХОЧУ дальше? Тактильного Ощущения смолы и какого-то звука. Две строчки готовы. Дальше почему-то повешенная девочка в черном.
Капли по коже
Треск у корней
Девочка в черном
Шея в петле
Теперь захотелось чего-то светлого. Согреть читателя и себя.
Солнечный луч
По губам прошуршал
Волосы вьются
Любовный накал
Теперь вижу картинку, как тело протекает сквозь пальцы, но для размера пришлось еще про душу вставить. А запах родился как желание внести еще одну систему восприятия – через обоняние.
Тело как шелк
В объятьях твоих
Сквозь пальцы исчезнет
Запах души
7. Опять картинка перед глазами – скомканные страницы, лотос и рана.
Сколько страниц
Потерялось во мгле
Лотос любви
Сердце прожег
8. Еще хочу что-то сказать? Да, подчеркнуть, чем писала (головой и чувствами). Надо теперь срифмовать эти фразы в конец стиха.
Так что писать
Можно легко:
Сердце и ум —
Путь для стиха.
Стихи, наверно, получились убогие, я в этом не специалист, но это неважно. Я просто хотела показать, как моя фантазия ведет меня, если ее ничем не ограничивать. И вас тоже может вести. А если хотите, чтобы стихи были еще и качественные, это опять же вопрос технологии. Это можно, опять же, спросить у Гугла и/или поучиться на курсах поэтов – уверена, такие есть.
4. Творческий поток
Как видите, рецепт работает не только с книгами и картинами. Поймать поток и отдаться ему можно в любом виде творчества. Нужно лишь начать, поймать внутри первую фразу, картинку, первый штрих и позволить руке водить вами, любому произведению писать самое себя через вашу душу.
То, что я называю состоянием потока, по ощущениям похоже на то, что серферы называют «поймать волну». Я не серфер, каталась только на бодиборде, но это примерно то же самое. Ты ждешь волну и пытаешься ее оседлать, и, если она приняла тебя, то может нести долго-долго, пока не иссякнет, разбившись о берег, и ты опускаешься на песок, мокрый, оглушенный, опустошенный, и невозможно счастливый. Чем-то этот финал напоминает оргазм, чем-то роды, когда ребенок, наконец, покидает тело матери. Даже если это просто глава книги, или статья, или рисунок – ощущения такие же. Невероятная легкость, счастье, пустота внутри, но не та пустота, в которой все вымерло, а та, что дала жизнь чему-то новому. Место в душе, которое остается плодотворным и (что, наверно, самое удивительное) которое, совсем немного отдохнув, снова способно на очередной фонтан, волну, поток творчества.
Это – очень важное знание. Важное по двум причинам.
Первая – можно не бояться, что это произведение было последним. «Не дождетесь!» – говорит ваш внутренний поток.
Вторая – пока вы не избавились (в смысле не достали из себя, не выразили, не родили) от одной идеи – новая там просто не появится. Они рождаются и развиваются по одной. Так что, если у вас есть замысел, но сейчас не время его реализовывать, «достаньте» его из себя, чтобы он не мешал другим. Опишите его в виде идеи или плана и отложите в сторону.
Сосредоточьтесь на этом проекте, он требует немало времени. Пока я придумывала, писала и собирала эту книгу, я запретила себе отвлекаться на другие большие проекты. Позволены были небольшие вольности в виде придумывания нового шоу и шитья бального платья в перерывах, когда мозг уже отказывался соображать, душа – генерировать поток, а рука – записывать за ними. Все идеи трансформировались в книгу, все, что я находила в себе – добавляла, как кусочек книжного пазла, раскладывая его так или иначе. И каждый раз, когда, казалось, все уже написано, собрано и пора просто это причесать, как парик для шоу – творческое место выдавало новые всплески идей и концепций, требовало новых текстов и анализа источников, так что остановить этот процесс смог только дедлайн – последний срок сдачи готовой книги в издательство.
И напоследок – про дисциплину. Творчество – творчеством, но без дисциплины – никуда. Если вы создаете большой проект, нужен режим. Какой – выбирать вам. Мой режим был такой – четверг и воскресенье после обеда и до состояния опустошения и кайфа от процесса. Как бы мне ни хотелось его нарушить – я делала все, чтобы в эти дни и часы заставить себя сесть и открыть компьютер. Дальше все шло легко, поток открывался сам собой. А если не открывался – я начинала с технических вещей в ожидании, пока волна творческого процесса поднимется внутри. Это еще одна важная вещь – не всегда удается сразу начать писать. Для одной главы достаточно первой фразы, другую нужно выносить, прочувствовать. Когда она созреет внутри, поток сам даст вам знать, что пора начинать.
Так что дерзайте, все получится. И напомню еще раз – кто хочет – ищет способ, кто не хочет – ищет причину. Верьте в то, что внутри вас тоже есть источник творчества и ищите способы его очистить и запустить.

Ностальгическое, или «Угадайте, из чего это сделано?»

Сначала я хотела назвать этот текст «Каждый сходит с ума по-своему», но потом передумала. Поскольку, несмотря на то, с чего это началось, закончилось оно, несомненно, творческим процессом.
Итак… Отчаявшись купить в Интернете зимнюю куртку для Кена (парень Барби), без которой часть моих фотосъемок этой пары была невозможной, я решила сделать ее сама. В этом мне крайне помогли два неожиданно свободных по болезни дня и лишняя зимняя перчатка младшего сына. Обошлась я даже без иголки – ножницами и клеем. И хотела уже выставить фото результата на ФБ с вышеуказанным названием, но призадумалась. И вспомнила, что эта зимняя меховая куртка совсем даже не первая. Первую я сшила себе из подкладочной ткани в цветочек и ватина в 1985, а вторую – из моей детской шубы и старого плаща свекра – сыну в 1991. (Вторая хранится у меня до сих пор).
А дальше меня накрыла волна воспоминаний. Как мы варили колготки с краской в ведре. Как шили толстовки из мужского белья с начесом и ставили на них клепки в металлоремонте. Как на лекции по матанализу я вязала крючком шляпки на продажу. Как мама поехала в Венгрию в шикарном костюме в горошек, сшитом из (опять же) мужских семейных трусов… И многое другое, не только шитье. Например, домашний хлеб, сыр и буженина моей свекрови. Мне кажется, тогда это была любимая фраза любой хозяйки, когда гости хвалили ее изысканное незнакомое блюдо: «Угадайте, из чего это сделано?».
Голодные годы давали возможность для неиссякаемого творчества – придумывания фасонов, шитья, вязания, кулинарии чего-то особенного, уникального, неповторимого. Сейчас эта возможность стала, вроде бы, намного шире – столько всего продается для творчества! – но мы совсем перестали творить… Гораздо проще загуглить «купить розовый свитер с воротником «хомут» и выбрать уже готовый вариант по вкусу и деньгам с доставкой на дом. Это настолько быстрее, а времени стало настолько меньше…
Как-то я почти случайно попала в магазин для рукоделия и долго печально там бродила. И на вопрос продавщицы, что мне нужно, еще более печально ответила: «К сожалению, всего лишь иглы с большим ушком. Иногда нужно танцевальные колготки зашить, новых на танцы не напасешься, а глаза уже не те… Так хочется иногда что-то пошить или повязать… Но ведь не буду, я точно знаю…»
А ведь ошиблась я тогда, и слава Богу, что ошиблась! Прошло всего полгода и…
Сначала мне открылся целый новый мир тотального дефицита одежды в среде Барби, который не позволял снимать задуманные сцены, но снова дал возможность творить, делать что-то из «ничего». Создавать не только постановку, но и реквизит. Я обнаружила кучу видео и текстов по созданию не только одежды для Барби и Кена, но и обуви (больше всего умилили шпильки из спичек, выкрашенных лаком для ногтей, с сердечком из посыпок для торта, наклеенном на туфельной пятке).
Для одежды на фото были радостно использованы: носок, джинсы, елочная игрушка, снова носок, перчатка, варежка, лак для ногтей, воздушный шарик. Кстати, угадайте, что сделано из шарика? Остальное просматривается довольно очевидно, а вот шарик… (подсказка – он лилового цвета).
Думала я, что на этом все закончится… Ан нет, от кукол я перешла к себе самой. Вспомнила, что не только умею шить, но еще и люблю. Началось с того, что я сшила себе… сапоги. Из старых джинсов. А вторые из шкурок… Ну, а дальше остановить меня уже стало невозможно. Тем более что я открыла неисчерпаемый мир «Али-экспресс», где можно заказать любые материалы или готовые изделия для переделки во что угодно по цене чашки кофе или лака для ногтей…
Шью сейчас себе бальное платье. Из разных подсобных материалов и, каюсь, куска НОВОЙ ткани из магазина «Айседораы».
P.S. Для тех, кто не догадался – из воздушного шарика сделан купальник балерины.

Блеск и нищета WhatsApp, или Будьте осторожны, за вами следят…

Профессиональная фантазия на тему современных технологий, зависимостей и сепарации.

Вы знаете, что недавно изобрели новые, очень эффективные инструменты для слежки? Причем общедоступные. Имя им — вотсап, вибер, телеграмм и прочие в том же духе. На самом деле не только для слежки, а в качестве бесплатного наркотика тоже. В этом тексте речь пойдет, в основном, о наркотике, но слежку и связанную с ней возможную паранойю все же не могу не упомянуть. Могу лично отвечать только за WhatsApp, так что пишу о нем. Но, подозреваю, остальные не лучше (или не хуже). Read more

Весь этот джайв… (Быть/выглядеть/чувствовать себя/ дурой)

Ходила я тут на семинар Колина Джеймса по джайву (для тех, кто не знает, джайв — пятый танец латиноамериканской бальной программы, Колин Джеймс — известный английский тренер по бальным танцам).

Придя, обнаружила, что подавляющее большинство окружающих моложе меня лет на 20, а самые младшие, страшно сказать, лет на 40. Вдобавок я одна пришла на семинар без пары. И, поскольку часть упражнений выполнялись именно в парах, у меня было много времени, чтобы поразмыслить о разнице между «быть», «выглядеть» и «чувствовать себя» дурой 🙂 Read more

Про перфекционизм от поклонника

Перфекционизм (стремление к совершенству) — свойство личности, которое развивается в детстве на основе родительских посланий ребенку и может стать серьезной проблемой, решить которую не так-то просто. Почему? Потому что качество это формируется достаточно рано, тесно связано со структурой личности, с представлением человека о своем «Я», которое создается в раннем возрасте.

Read more

Возвращение к семейным ценностям

ЦЕННОСТЬ — это понятие, используемое в философии и социологии для обозначения объектов, явлений, их свойств, а также абстрактных идей, воплощающих в себе идеалы и выступающих благодаря этому как эталон должного (Википедия)

Read more

Эмоциональная зависимость

  • Что понимают под термином эмоциональная зависимость? Ее основные признаки.
  • Существуют ли физиологические аспекты возникновения эмоциональной зависимости?
  • Если есть – в чем они выражаются?
  • Что может стать причиной эмоциональной зависимости?
  • Существуют ли стадии формирования эмоциональной зависимости?

Read more

Балет глазами психотерапевта

Балет…

Удивительный способ самовыражения и психотерапии из серии «Помоги себе сам».

Балет – для тех, кому нужна структура и форма. Для тех, кто хочет научиться порхать по жизни так, что никому в голову не придет, как ему тяжело. И так, что сам про это забываешь. когда тело начинает таять и превращаться в пушинку, спина становится прямой, шея длинной, походка летящей.

Read more

Как принять старость

ВВЕДЕНИЕ Тему смерти и страха перед ней я переработала лет десять …

МНЕ 54

Когда мне должно было исполниться 50, казалось, что жизнь в этом месте …